ГЛАВНАЯ КАТАЛОГ
ПРОГРАММЫ
АВТОРЫ СКИДКИ КОНТАКТЫ

Новинка

Пропись 'Прописные, строчные буквы и цифры'

Пропись "Прописные, строчные буквы и цифры"

Цена: 25 руб.

Пропись предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. ...

Программа «Ступеньки детства»

Программа «Ступеньки детства»

Авторы:

Конышева Н.М., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Московского городского педагогического университета, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, автор учебников и учебно-методических пособий по технологии, научный руководитель программы по дошкольной подготовке «Ступеньки детства».

Бадулина О.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Московского городского педагогического университета, автор учебно-методических пособий по дошкольной подготовке.

Зверева М.В., кандидат медицинских наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Московского городского педагогического университета, автор учебно-методических пособий по дошкольной подготовке.

Истомина Н.Б., Автор учебно-методического комплекта по математике для четырехлетней начальной школы, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального образования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, автор учебников и учебно-методических пособий по математике.

Кубасова О.В., кандидат педагогических наук, доцент, автор учебников и учебно-методических пособий по литературе и литературному чтению.

Поглазова О.Т., автор учебно-методического комплекта по предметной линии «Окружающий мир» для четырёхлетней начальной школы, кандидат педагогических наук, доцент, лауреат премии Н.К. Крупской, победитель «Конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы».

Концептуальные основы программы дошкольного образования «Ступеньки детства»

Программа «Ступеньки детства» рассчитана на детей в возрасте от 4 до 6 (7) лет и может использоваться как в групповой, так и в индивидуальной работе с ними. Программа эта является комплексной и включает в себя положения по таким важным линиям развития ребенка-дошкольника, как психофизиологическое развитие и охрана здоровья, социально-личностное, эмоционально-эстетическое, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие.

В основу данной программы положена идея о необходимости более строгого соблюдения природных законов развития ребенка в рамках развивающего обучения и связанная с ней идея преемственности в разных звеньях образовательного процесса в детских учреждениях.

В соответствии с различными действующими программами старшие дошкольники довольно много времени уделяют систематическим занятиям, что, однако, в подавляющем большинстве случаев не обеспечивает ни реального развития детей, ни их полноценной готовности к школьному обучению. Психологами, педагогами и медиками отмечается опасная тенденция снижения физического и психического здоровья дошкольников вследствие откровенного форсирования учебной деятельности, организуемой без достаточного учёта природных законов развития ребёнка. В результате вместо полноценного развития и подготовки к школьному обучению многие дети на момент поступления в школу не только заметно снижают учебную мотивацию, но и в значительной степени истрачивают свои физические и психические ресурсы. В целом наша программа не предполагает революционной перестройки сложившихся подходов к дошкольному образованию; основные положения данной программы связаны именно с преодолением опасных тенденций, возникших в последние десятилетия, а также с учётом и опорой на положительный опыт отечественной и зарубежной педагогики.

Система работы с дошкольниками по подготовке их к школьному обучению включает формирование: мотивационной готовности (т. е. внутреннего стремления к приобретению знаний); интеллектуально-познавательной готовности (развитость основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и проч.); деятельностной готовности и развитости практических процессов и действий (ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль); социально-личностной готовности (определённый уровень воспитанности личностных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми, а также работоспособность).

Именно это и должно быть сформировано у малыша в дошкольный период, чтобы обеспечить ему успешное обучение в школе.

Есть и ещё одна сторона в проблеме дошкольного воспитания – это развитие духовно-нравственной сферы ребёнка, являющейся основой его психического здоровья. В современных условиях данный вопрос имеет глобальное значение, и во многом именно его правильное решение определяет сохранение человека не только как духовного существа, но и как вида. Сегодня мы вынуждены вспомнить, что психическое здоровье нации зависит от психического здоровья каждого отдельного человека. А последнее, в свою очередь, представляет собой твёрдую систему высших нравственных ценностей (идей): совести, долга, чести, жизни. В дошкольный период закладываются основы не только интеллекта, но в первую очередь именно нравственности, что мы предлагаем осуществлять без лозунгов, назиданий и каких-либо специальных занятий или тренингов, а исключительно посредством правильной организации жизни и деятельности детей и за счёт определённой расстановки акцентов в содержании занятий. Подобный подход делает работу по духовно-нравственному развитию детей естественной, лишённой нарочитости и главное неутомительной для дошкольников.

Основные линии развития ребёнка в плане осуществления преемственности дошкольного образования и школы

  1. Психофизиологическое развитие (забота о сохранении здоровья, развитие функциональных возможностей организма, формирование представлений о здоровом образе жизни, привитие необходимых навыков и привычек, поддерживающих психофизиологическое развитие).
  2. Духовно-нравственное развитие (формирование представлений о моральных ценностях, овладение морально-нравственными эталонами, воспитание нравственных чувств, воспитание внимательного и участливого отношения к окружающим).
  3. Эмоционально-эстетическое развитие (воспитание эмоциональной отзывчивости, формирование эстетических эталонов, развитие ассоциативно-образного мышления и интереса к творческой деятельности, овладение средствами выражения эмоционально-оценочного отношения к окружающему миру).
  4. Социально-личностное развитие (воспитание культуры взаимодействия с окружающим миром, осознания себя как личности и индивидуальности).
  5. Интеллектуально-познавательное развитие (развитие познавательного интереса, активности, эрудиции, психических процессов и умственных действий; формирование структуры учебной деятельности).

Все обозначенные линии или направления работы реализуются комплексно: во всех конкретных видах деятельности они взаимосвязаны друг с другом. В первую очередь это обеспечивается специально разработанной системой учебных занятий, которые по своему содержанию соответствуют интересам, запросам и возможностям детей на каждой возрастной ступени. Помимо этого большое значение мы придаём организации повседневного общения, а также соответствующих видов свободной деятельности при проведении досуга.

Это означает, что мы не предполагаем каких-либо узконаправленных занятий с детьми по отдельным, локальным сферам их развития, какими бы важными эти сферы ни являлись сами по себе.

При организации дошкольного образования наиболее целесообразно опираться на классические положения педагогики и психологии, провозглашающие, с одной стороны, единство личности в процессе развития (личность не может развиваться по частям, а существует исключительно как целостное образование) и определяющие, с другой стороны, реальные воспитательные и развивающие возможности целенаправленного обучения.

Развивать ребёнка, так же как и воспитывать его, невозможно «на пустом месте». Эти процессы в любом случае строятся на каком-то содержательном материале (на новых знаниях или действиях или на переосмыслении уже имеющихся), а также на принципах организации деятельности по усвоению этого материала.

Нет никакого сомнения, что правильно организованные обычные для детей виды деятельности (игры, общение и особенно занятия) и являются оптимальным полем для их развития и воспитания. В этом смысле надо заметить: следует стремиться не к расширению списка разных по содержанию и форме занятий, а к тому, чтобы их небольшое число было использовано наилучшим образом.

Структура учебно-методического комплекта «Ступеньки детства»

I ступень

Пособия и дидактические материалы для детей пятого года жизни и методические рекомендации для педагогов, работающих с дошкольниками данной возрастной группы.

II ступень

Пособия и дидактические материалы для детей шестого года жизни и методические рекомендации для педагогов, работающих с дошкольниками данной возрастной группы.

III ступень

Пособия и дидактические материалы для детей седьмого года жизни и методические рекомендации для педагогов, работающих с дошкольниками данной возрастной группы.

Материалы для каждой возрастной ступени разработаны с учётом последовательного системного развития ребёнка по всем отмеченным в программе линиям. Мы предлагаем пособия, которые отвечают эмоциональным интересам ребёнка, особенностям его мышления на каждом возрастном этапе. Круг пособий специально ограничен, поскольку особое значение мы придаём не увеличению количества изолированных знаний, а их постоянному упорядочиванию, приведению в систему уже имеющегося у ребёнка опыта.

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети, чтобы о нем узнали другие: