ГЛАВНАЯ КАТАЛОГ
ПРОГРАММЫ
АВТОРЫ СКИДКИ КОНТАКТЫ

Новинка

Мир на листе. Тетрадь по подготовке к письму для детей 4-5 лет. Часть 2

Мир на листе. Тетрадь по подготовке к письму для детей 4-5 лет. Часть 2

Цена: 272 руб.

Вы держите в руках пособие для подготовки руки Вашего ребенка к письму. Письмо чрезвычайно важно для развития ребенка. Да, современные взрослые люди чаще вводят текст с помощью клавиатуры, но умение писать  ...

Программа «Мир открытий»

Программа «Мир открытий»

Авторы:

Петерсон Л.Г., доктор педагогических наук, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Академии ПК и ППРО, профессор кафедры начального и дошкольного образования, лауреат «Премии Президента Российской Федерации» в области образования, ведущий специалист кафедры стратегического проектирования Российской академии государственной службы при Президент Российской Федерации, руководитель проекта «Теоретические основы дидактической системы деятельностного метода», Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Лыкова И.А., доктор педагогических наук, старший научный сотрудник Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», главный редактор специализированного журнала «Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе: «Цветной мир», один из авторов Примерной общеобразовательной программы «Мир открытий» и автор парциальной программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».

«Мир открытий» — примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, предназначенная для работы с детьми от рождения до семи лет. Программа разработана на основе новейших достижений современной отечественной и мировой науки о дошкольном детстве, в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены Приказом Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009).

Научный руководитель Программы Л.Г. Петерсон, д.п.н., профессор, директор Института системно-деятельностной педагогики. В авторский коллектив Программы вошли ведущие специалисты в области отечественного дошкольного образования: Т.Н. Богуславская, А.И. Буренина, Н.Е. Васюкова, Г.Г. Григорьева, Е.И. Касаткина, Е.Е. Кочемасова, И.А. Лыкова, А.С. Обухов, В.Н. Просвиркин, Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина, М.А. Рунова, Н.А. Рыжова, А.И. Савенков, Т.Э. Тютюнникова и др. Эти имена хорошо известны ученым и практикам, работающим в области дошкольного образования. Что же объединило этих авторов в один творческий коллектив?

Новое тысячелетие, новый век — это не только изменения в календаре, это качественно иные вызовы, на которые современное постиндустриальное общество должно быстро и адекватно реагировать. Поэтому модернизация образования — это не только государственное требование, но и условие выживания каждого человека, страны, человечества в постоянно изменяющихся условиях. Запросы современного социума побудили авторов программы «Мир открытий» объединить свои усилия, знания и профессиональный опыт для создания общеобразовательной Программы нового поколения, дающей ответы на главные вопросы образования: Каким видит современное общество человека будущего? Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть конкурентоспособным и успешным в этом динамичном, непредсказуемом мире? Каким должно быть образование, чтобы подготовить детей к жизни в постоянно изменяющихся условиях? Как проверить полученный образовательный результат в соответствии с постатейными целями? Как подготовить педагога к решению стоящих перед ним задач? Как сделать родителей равноправными партнерами образовательного учреждения?

Ответы на эти и многие другие вопросы следует искать в контексте непрерывности образовательного процесса. В программе «Мир открытий» впервые учитывается преемственность не только между смежными ступенями образования, но и на протяжении всей жизни человека: в дошкольном детстве, во время обучения в начальной и средней школе, в процессе полготовки к про-фессиональной деятельности в колледже или вузе. Это обеспечит успешную самореализацию личности в мире труда, счастливую жизнь в семье и готовность к саморазвитию.

В основу программы «Мир открытий» положена новая концепция, реализующая системно-деятельностный подход в образовании на основе обшей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), представленная в дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон.

В центре Программы - современный ребенок. Он не такой, каким был его сверстник несколько десятилетии назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и в детском саду.

Поэтому основной задачей воспитания и образования сегодня становится сохранение (возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает воображение и творческие способности. Именно «здесь и сейчас» закладываются основы личности Человека будущего.

Ключевые слова в представлении идеального портрета Человека будущего: грамотность, созидание, саморазвитие, открытость, понимание, любовь, радость, здоровье, совесть, ответственность. При этом надо иметь в виду, что содержание этих понятий в последние годы наполнилось новыми смыслами. Так, сегодня мы понимаем грамотность не только как умение читать и писать, а как умение разбираться в ситуациях разного типа на основе привитых норм деятельности и жизненного опыта.

Поэтому мы говорим об эмоциональной грамотности (умении сопереживать, ставить себя на место другого, находить нужные формы взаимодействия с человеком в разнообразных ситуациях, выражать свои эмоции в приемлемой форме); коммуникативной грамотности (умении вести себя с общении с другими людьми, воспринимать и, по возможности, адекватно интерпретировать поведение другого человека); экологической грамотности (умении видеть и преодолевать проблемы с точки зрения наших представлений об экологии); компьютерной грамотности (умении пользоваться электронными средствами коммуникации); культурной грамотности (умении чувствовать искусство, стиль, настроение в различных предметах, созданных людьми); интеркультурной грамотности (умении сосуществовать и взаимодействовать с представителями разных национальностей, языков, культур, религий, групп и т.д.).

Принятый в Программе методологический подход показывает возможные пути придания процессу развития ребенка большей целостности и системности. В соответствии с общей теорией деятельности, процесс построения любой системы происходит в следующей последовательности:
1) подготовка места для нового элемента системы;
2) построение нового элемента и установление первичных связей с исходными элементами системы;
3) коррекция нового элемента и установление устойчивых связей между новым и исходными элементами;
4) контроль деятельности системы.

Применяя этот закон к системе непрерывного образования, можно увидеть роль дошкольного образования в решении общей задачи воспитания личности, а именно: приобретение детьми первичного жизненного опыта и освоение тех универсальных действий, проживание тех чувств, начальное развитие тех качеств, которые характеризуют Человека будущего.

Программа «Мир открытий» определяет чрезвычайно бережное отношение к ребенку, уважение к его индивидуальности и личности, принятие его таким, каков он есть. Изменение отношения к личности ребенка коренным образом меняет и позицию воспитателя: он теперь не транслятор знаний, которые ему надо вложить в память, а помощник, проводник каждого ребенка в мир саморазвития личности.

«Ценность образования, отмечал Д. Дьюи, — определяется тем, в какой мере оно формирует стремление к непрерывному росту и обеспечивает средствами осуществления это стремление в жизни». Успехи российской методологической школы позволяют перевести эти глубокие и мудрые слова из области мечтаний в разряд ведущих целей и задач образования.

Итак! Целью дошкольного образования в программе «Мир открытий» является непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающем средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, художественно-эстетических, социальных, нравственных, трудовых и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой его успешной самореализации на всех этапах жизни.

Результатом накопления многоаспектного опыта в сознании ребенка является целостная картина мира. Картина мира - это целостное миропонимание, интегрирующее знания человека об окружающей действительности и себе самом (как части мироздания) на основе системного принципа, который определяет мировоззренческую установку, ценностные и поведенческие ориентиры. В сознании каждого человека картина (или образ) мира начинает складываться уже в дошкольном детстве на основе накапливаемого познавательного и эстетического опыта, который выступает как определенным образом структурированная система всех представлений и знаний, а также способов интеллектуальной и практической деятельности.

Данная формулировка цели дошкольного образования, с одной стороны, охватывает весь спектр результатов, сформулированных в ФГТ, - но не ограничивается ими, а позволяет педагогу по его желанию и возможностям вписывать в работу с детьми весь имеющийся у него культурный потенциал, созвучный с выбранным идеалом Человека будущего. Такой подход открывает путь к созданию ди-агностическою инструментария и критериев успешности во всех образовательных областях.

Вместе с тем, здесь реализуется требование инвариантности целей на разных этапах становления и развития личности (при условии конкретизации и определения приоритетных целей для каждого возрастного этапа), что является необходимым условиям построения непрерывной сферы образования.

Так, приоритетными задачами дошкольной ступени являются:
1) создание комфортных условий жизнедеятельности детей, которые будут способствовать чувству защищенности, уверенности ребенка в том, что его любят, обеспечивает физическую и психологическую безопасность;
2) создание обогащенной предметно-развивающей среды, способствующей развитию активности ребенка в различных видах детской деятельности, проявлению любознательности, творчества, накоплению разнообразного опыта в игре и экспериментировании;
3) организация игрового взаимодействия с другими детьми и взрослыми, направленного на ес-тественную адаптацию и социализацию ребенка в современной социально-культурной среде;
4) содействие полноценному развитию детей на основе освоения содержания основных образовательных областей в соответствии с ФГТ, а также возрастными и индивидуальными особенностями.

Интегративной основой реализации программных целей и задач дошкольного образования в программе «Мир открытий» является система дидактических принципов деятельностного метода обучения: принцип психологической комфортности, подразумевающий создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразуюших факторов образовательного процесса; принцип деятельности, предполагающий освоение окружающего мира не через объяснение и трансляцию готовой информации, а через самостоятельное ее «открытие» и освоение детьми на предметной основе в активной деятельности; принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории саморазвития (своим темпом); принцип целостности, благодаря которому у детей формируется целостное представление об окружающем мире и себе самом; принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности собственного выбора, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор информации, способа действия, оценки, поступка; принцип творчества, позволяющий сориентировать образовательный процесс на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; принцип непрерывности, реализующий преемственные связи между детским садом и начальной школой на уровне технологий, содержания и методик с позиций формировании готовности детей к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни, саморазвитию.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения в сфере непрерывного образования, обеспечивают преемственность смежных ступеней образования - детского сада и начальной школы - в решении поставленных задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них деятельностных способностей и коммуникативно-нравственных качеств личности. Каждый принцип уникален, но в программе «Мир открытий» все эти принципы действуют как целостная система.

Таким образом, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» - это: открытие детьми мира, самого себя и других людей в этом мире в собственной деятельности (игровой, исследовательской, проектной, художественной и др.); открытие новых эффективных инструментов (технологий) развития деятельностных способностей и коммуникативно-нравственных качеств личности детей, ведущих их к дальнейшему самообразованию и успешному будущему в школе и в жизни; открытие для педагогов новых путей самоизменения и самореализации, новых смыслов жизни и горизонтов развития (личностного и профессионального); открытие для родителей возможности более глубокого понимания своих детей и видения новых смыслов в собственной судьбе.

Детский сад сегодня призван решить задачу поистине исторического масштаба - выполнить просветительскую миссию, от которой, без преувеличения, зависит будущее нашей страны. А путь этот лежит через образовательное пространство - плодородное «поле», которое гармонично объединяет различные области, помогающие каждому ребенку открыть для себя прекрасный мир. И главные «игроки» на этом «поле» - дети, их родители и педагоги, которые вместе играют и развиваются, вместе делают новые открытия, приобретая при этом важнейшие качества - деятельностные способности и нравственные ценности, которые помогут им стать на путь самоизменения, саморазвития и самообразования - успешной самореализации в настоящем и будущем.

По материалам с сайта Издательство «Цветной мир»
Журнал «Цветной мир» №5 2011

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети, чтобы о нем узнали другие: